На российском рынке одежды наблюдается заметное изменение ситуации — предложение продукции значительно увеличилось, что оказывает прямое влияние на цены. За последний год объем поставок и производства маркируемой одежды вырос более чем на 24 процента. Это связано с активным выходом на рынок новых российских и азиатских брендов, постепенно заполняющих нишу, оставшуюся после ухода европейских марок. В результате средние цены начали снижаться: в апреле средняя стоимость основных категорий одежды сократилась на 4,1 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а по пуховикам снижение составило до 26 процентов.
В условиях растущей конкуренции продавцы не могут себе позволить повышать цены, поскольку это приводит к мгновенному падению спроса. Однако и к масштабному демпингу игроки пока не готовы, ссылаясь на удорожание логистики, сырья и сложности с международными расчетами. Производители также подчеркивают, что себестоимость изделий остается высокой, и значительная часть затрат связана с логистическими трудностями, в том числе нехваткой контейнеров. Кроме того, на ситуацию влияет и рост затрат внутри страны — например, инфляция, удорожание заемных средств и повышение заработных плат в отрасли.
Массовый завоз одежды, в том числе на фоне оптимистичных ожиданий по спросу, привел к так называемому «товарному навесу». У многих ритейлеров в наличии большие объемы запасов, которые необходимо реализовать. Это усиливает конкуренцию, особенно в торговых центрах и на маркетплейсах, где предложение уже сейчас значительно превышает потребность. По мнению экспертов, покупатели начали действовать более осознанно — изучают ассортимент на нескольких площадках, сравнивают цены и делают выбор в пользу максимально выгодного предложения.
Эти изменения сопровождаются снижением покупательской активности: по данным Focus Technologies, в апреле—начале июня число посещений сопоставимых магазинов сократилось на 11 процентов, а количество чеков — на 12 процентов. Это говорит о том, что, несмотря на высокий уровень доступности товаров, спрос перестает расти, а в некоторых сегментах даже снижается. Тем не менее, продажи новых брендов увеличились на 10–15 процентов, а доля онлайн-покупок выросла на четверть.
Специалисты отмечают, что основной рост продаж приходится на сегмент недорогой одежды, который сейчас формирует до 75 процентов общего объема рынка. И в этом направлении предложение будет продолжать расширяться, в том числе за счет азиатских брендов с минимальной ставкой на узнаваемость, ориентированных на массового потребителя. Российские марки также активно развиваются, опираясь, в том числе, на патриотичные настроения покупателей. В настоящее время предложение на рынке практически поровну делят между собой отечественные и зарубежные производители.
В то же время перспективы дальнейшего снижения цен остаются под вопросом. Игроки отрасли обращают внимание на сохраняющееся давление издержек и ограниченные возможности для масштабного удешевления продукции. Таким образом, текущий этап можно охарактеризовать как период насыщения рынка, в условиях которого продавцы вынуждены искать новые подходы к работе с покупателем, а потребитель, в свою очередь, становится более требовательным и расчетливым.